Нижняя палата парламента приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в правовой режим законных процентов (
ст. 317.1ГК РФ) и процентов за пользование чужими денежными средствами (
ст. 395ГК РФ).
Предполагается, что законные проценты за пользование денежными средствами будут начисляться лишь в случаях, когда это предусмотрено законом или договором. При этом размер процентов, если он не установлен законом или договором, будет определяться действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России. Кроме того, из
п. 1 ст. 317.1ГК РФ исключается указание на то, что законные проценты применяются лишь в отношениях между коммерческими организациями.
Напомним, что по действующему законодательству законные проценты подлежат уплате "по умолчанию" - если иное не предусмотрено законом или договором, а размер таких процентов определяется по ставке рефинансирования Банка России (подробнее смотрите в материале
"Энциклопедия решений. Законные проценты по денежному обязательству (ст. 317.1 ГК РФ)". Начиная с 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается и
приравниваетсяк значению ключевой ставки.
В
ст. 395ГК РФ предлагается скорректировать размер процентов и исчислять их исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки (в настоящее время для этих целей применяются средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц, подробнее см. материал
"Энциклопедия решений. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами").
В случае принятия этого закона он вступит в силу 1 января 2017 года.
Положения, касающиеся корректировки режима процентов, не рассматривались Госдумой
в первом чтениии не фигурировали в тексте законопроекта, подготовленного ко второму чтению. По-видимому, они были включены в принятый Госдумой текст проекта непосредственно в ходе его обсуждения во втором чтении.
Отметим, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы, в связи с включением в проект ряда положений, не рассматривавшихся в первом чтении,
считалонеобходимым во избежание нарушений законодательной процедуры вернуться к повторному рассмотрению концепции проекта.