Проект федерального закона N 720000-6

Нижняя палата парламента приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в правовой режим законных процентов (

ст. 317.1

ГК РФ) и процентов за пользование чужими денежными средствами (

ст. 395

ГК РФ).

Предполагается, что законные проценты за пользование денежными средствами будут начисляться лишь в случаях, когда это предусмотрено законом или договором. При этом размер процентов, если он не установлен законом или договором, будет определяться действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России. Кроме того, из

п. 1 ст. 317.1

ГК РФ исключается указание на то, что законные проценты применяются лишь в отношениях между коммерческими организациями.

Напомним, что по действующему законодательству законные проценты подлежат уплате "по умолчанию" - если иное не предусмотрено законом или договором, а размер таких процентов определяется по ставке рефинансирования Банка России (подробнее смотрите в материале

"Энциклопедия решений. Законные проценты по денежному обязательству (ст. 317.1 ГК РФ)"

. Начиная с 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается и

приравнивается

к значению ключевой ставки.

В

ст. 395

ГК РФ предлагается скорректировать размер процентов и исчислять их исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки (в настоящее время для этих целей применяются средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц, подробнее см. материал

"Энциклопедия решений. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами"

).

В случае принятия этого закона он вступит в силу 1 января 2017 года.

Положения, касающиеся корректировки режима процентов, не рассматривались Госдумой

в первом чтении

и не фигурировали в тексте законопроекта, подготовленного ко второму чтению. По-видимому, они были включены в принятый Госдумой текст проекта непосредственно в ходе его обсуждения во втором чтении.

Отметим, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы, в связи с включением в проект ряда положений, не рассматривавшихся в первом чтении,

считало

необходимым во избежание нарушений законодательной процедуры вернуться к повторному рассмотрению концепции проекта.